Презентация и защита результатов исследования

Многие успешные исследования учащихся зачастую проигрывают на конкурсах исследовательских работ из-за неумелой презентации и защиты результатов исследования.

К основным ошибкам, которые допускаются при защите результатов исследования, можно отнести: 1) чрезмерный, сложный для восприятия аудитории жюри объем информации; 2) пересказ своей работ; 3) попытки выстроить логику изложения на ходу; 4) неспособность заинтересовать аудиторию. Чтобы избежать подобного рода ошибок, необходимо порекомендовать учащимся заранее подготовить выступление – доклад.

 

Методика обучения учащихся публично представлять результаты своего исследования

(по Е.В.Тягловой)

1.О чём говорить? Нужно выделить главный тезис доклада. Эта фраза должна:

 – утверждать главную мысль и предопределять цель речи, требовать дополнительного сопровождения ля более полного раскрытия;

– быть краткой, ясной и не содержать противоречий;

– иметь опорное, главное в исследование понятие.

2. Зачем говорить? Рекомендуется сформулировать то, чего вы хотите достичь вашим выступлением. Запрограммируйте реакцию слушателей и по ней оценивайте, как воспринимается ваше выступление.

3. Сколько говорить? Время выступления запрограммировано регламентом конференции или конкурса исследовательских работ. Это 8 – 10 минут. Поэтому важно отобрать для выступления самое существенное, больше внимания уделить экспериментальной части и выводам.

4. Кому говорить? Стиль речи и её терминологическая сложность напрямую зависят от аудитории. 

5. Где говорить? На тактику построения речи существенно влияют условия. Как правило, в классной комнате выступать легче, чем в большом актовом зале.

6.Как говорить? Рекомендуется говорить не очень быстро. Важно произвести глубокое впечатление ораторским искусством. Речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной.

7. Что говорить? Важно позаботиться о соответствующей аргументации, подтверждающей основной и вспомогательный тезисы. Рекомендуется строить выступление с учетом следующих советов: понятие, несущее главную мысль, повторить не менее семи раз, а основной тезис – не менее четырех раз; привести впечатляющие аргументы, примеры, факты, убедительные выводы.  

 

В статье Е.Тягловой предлагаются полезные рекомендации для ответов на вопросы, которые получает докладчик [10].

 

Как подготовить доклад  для  защиты

исследовательской работы

Для того, чтобы вложиться в 7 – 8 минут выступления (2 – 3 минуты оставляем для установления психологического комфорта), необходимо 5 страниц печатного текста (размер шрифта 14 и интервал 1,5).

1.Во введении (примерно 1 страница) необходимо привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт. Введение посвящено цели  и задачам работы, её актуальности. 

2. Основная часть (примерно 3 страницы) должна раскрыть сущность и итоги исследования: акцент на новой информации, полученной в процессе научного поиска; перспективы дальнейшего развития темы.

3. В заключении (примерно 1 страница) необходимо сказать главное, подвести итог сказанному, дать в сжатом виде итоги проделанной работы и рекомендации по их практическому использованию.  

Ответы на вопросы – важный этап успешной защиты работы. При этом необходимо обязательно сохранять культуру поведения и избегать категоричности. Вопросы может задать и члены жюри, и любой из присутствующих на выступлении, и учащийся должен быть к этому готов. Вопросов не нужно бояться. Вопрос дает ещё одну возможность продемонстрировать учащемуся обстоятельность и глубину изучения темы. Если докладчику задают вопрос, то это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей. 

Обратите внимание на форму ответа на вопросы:

1. Спасибо за вопрос,

а) мой ответ …; Согласно этике проведения научных дискуссий, перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято поблагодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления  для дальнейшего исследования.

б) у меня, к сожалению, нет ответа, поскольку рассмотрение этого вопроса не входило в границы моего исследования.

2. Спасибо, ваш вопрос понял (-а) … .

3. Извините, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста! В противном случае, есть опасность того, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию вопроса. Не стоит впадать в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи. 

4. Правильно ли я понял, что заданный вопрос …?

5. Ответ на заданный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет выделено время, я готов(-а) ответить на него.  

Поскольку устное выступление является своего рода сценическим искусством, т.е. включает в себя владение мимикой, жестами, рекомендуется организовать предварительное выступление учащегося перед небольшой аудиторией, например, перед классом. Это поможет докладчику во время выступления на научной конференции чувствовать себя увереннее, позволит выработать ощущение времени во время выступления.   

 

Презентация. Обращаем внимание, что дополнительные баллы за наличие презентации на конференции не предусматриваются. 

Рекомендации по её составлению:

– не должна повторять текст выступления,

– на слайды выносятся определения, термины, материалы, которые имеют принципиальное значение для представленного исследования,

– графики, рисунки, диаграммы, фотографии и т.п. должны по возможности максимально заполнять поле экрана,

– цветовое оформление фона слайдов не должно вызывать усталости и раздражения для глаз,

– категорически нельзя читать слайды и «перегружать» их,

-– на слайде не должно быть больше 20 – 25 слов.

 

Структура презентации на 7 – 8 минут:

1-й слайд. Название УО, работы, имя автора и руководителя.

2 - 4-й слайды. Методология работы (цель, задачи, предмет, объект, актуальность).

5 - 6-й слайды. Итоги анкетирования (если проводилось).

7 – 8-й слайды. Содержание работы.  

9- 11-й слайды. Итоги по разделам.

12-й слайд. Практическая значимость работы. 

13 - 14-й слайды. Итоги исследования.

15-й слайд. Спасибо за внимание!

На 7 – 8 минут достаточно 12 – 15 слайдов [6].

 

 

 

Обратите внимание на недостатки, которые могут быть в готовой работе:

– отсутствие объяснения используемых научных терминов,

– несоответствие формальным требованиям конкурса, изложенным в Положении,

– тема исследования сформулирована достаточно широко, 

– не представлен обзор используемой литературы по теме исследования,

– цель должна быть только одна,

– среди методов ошибочно называют исследование, систематизацию,

– несоответствие оснований и задач исследования.

– нарушение логичности, 

– неполнота доказательств: отсутствие точности обоснований,

– реферативно-компилятивный характер работы, 

– отсутствие ссылок на цитирование первоисточников, 

– отступление от научного стиля, 

– неправильное оформление списка используемой литературы,

– неправильное оформление содержания, приложений.

 

 

 

 

 

Write a comment

Comments: 0